среда, 1 июля 2015 г.

СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ

СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ

СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ«То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении». – Блейк.
Что есть воображение?
Игра разума, внутреннее видение или и то и другое?
Есть ли сходство в мечтательности и фантазии?
Помогает воображение конкретному человеку в его жизни или создаёт значительные трудности?
Нужно ли развивать воображение или учиться его контролировать?
На все эти вопросы нет единого ответа, ибо воображение подобно водной стихии, которая может в одно мгновение превратить штиль в девяти бальный шторм. И всего-то навсего для этого нужно дуновение шального ветерка мысли. «Видел он немало, но воображение уносило его ещё дальше, ему казалось, что за гребнями гор скрыты волшебные страны, полные удивительнейших существ. И многие годы спустя он избегал тех мест, сознавая, что мечта не выдержит столкновения с действительностью».
Так ли это на самом деле, как это описывает Артур Кларк в книге «Свидание с Рамой»?
СУТЬ ВООБРАЖЕНИЯ
Как бы мы не рассматривали воображение, оно является областью, в которой вряд ли можно поставить точку, лишь многоточие…
«Воображение – это могущественная помощь во всяком событии в нашей жизни, действующее на веру, и обе они являются чертёжниками, которые приготовляют наброски для воли, чтобы запечатлеть их, более или менее глубоко, на скалах трудностей и препятствий, которыми усыпан жизненный путь». – Е. П. Блаватская.
В этом смысле воображение – это не что иное, как воодушевлённо-отражённый образ внутренней картины мира, естественно инспирируемый различными уровнями сознания человека.
Дуэтика рассматривает также во/о/бра/жение, как воплощаемый образ желания / вхождение в образ. Кроме того, воображение – это воодушевлённый или воплощённый образ уже сотворённого и совершённого нами ранее, правда, не лишённый вечной новизны и творческого изменения.
«Воображение – это удивительный проход. Невозможно вообразить что-то несуществующее за пределами вашего сознания. И именно сердце, а не разум знает всё и хранит все ключи. Именно сердце хранит эти удивительные воспоминания. Если вы можете что-то вообразить, знайте, что вы использовали нечто уже существующее, и что вы уже испытывали где-то в другом месте и времени в ваших многомерных аспектах». – Аурелия Луиза Джоунс Телос. Книга 3.
В традиционной психологии воображение, как психический процесс создаёт и продуцирует образы наряду с программой поведения и построением модели, как результата предметной деятельности ещё до её начала. Аналитико-синтетический характер воображения связывает его с мышлением, однако ограничивает уже полученным опытом.
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Говоря о воображении, как основе творческого осуществления, делания, представления, мы, так или иначе, касаемся взаимодействия внутреннего механизма человека с построением определённых мысленных конструктов.
Семантически, воображение представляет собой вхождение в образ и его преображение в соответствии с поставленной задачей и целью.
Вообразить, значит не только представить что-либо, но и нарисовать мысленную картину этого представления, учитывая все тонкости и нюансы воображаемого объекта. А это, соответственно, предполагает умение правильно сосредоточиться, сконцентрироваться и впоследствии, словно художник, мысленно набросать эскиз данного представления, чтобы затем довести первые наброски и штрихи до завершающего действия. Соответственно, чем разнообразнее палитра красок и шире возможности внутреннего художника, тем больше вероятность того, что рождённый в сознании образ обретёт свою видимую оболочку, осаждаясь и полноценно реализуясь в плотных слоях материи.
Таким образом, воображение представляется нам творческим актом, инициирующим дальнейшее развёртывание мысленной картины в полотно самого разнообразного состава, наполнения, узора и формы.
ИСКАЖЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ. СТРАХ
Если же рассмотреть воображение, как качественный инструмент разворачивания определённого образа, то здесь представляется важным отметить его границы: от мечты, фантазии и грёз до сумасбродных начертаний на внутреннем мыслительном экране. И здесь воображение может принимать всевозможную искажённую и даже болезненную форму.
«Половина если не 2/3 наших болезней и недомоганий, являются плодом нашего воображения и страхов. Разрушьте последние и придайте иное направление первому — и природы доделает остальное». – Е. П. Блаватская.
И эти утверждения не плод воображения великого теософа, ибо находят подтверждения уже сегодня.
«Боязнь увечья, потери, болезни, неудачи и т.п. порой так овладевает воображением человека, что он подсознательно, несмотря на все усилия воли, тянется к объекту страха. Более того, чувство страха приводит в действие биохимический механизм стресса, ослабляющий щитовидную и другие железы, сводя до минимума сопротивление организма инфекциям, болезням и даже «несчастным случаям». Ослабляя волю, страх воздействует и на мышцы; он вызывает также нарушение равновесия между двумя полушариями головного мозга, что в свою очередь нарушает координацию и дееспособность». – Доктор Поль Вайнцвайг.
Градации воображения не имеют чётких и установленных пределов, и могут варьировать в зависимости от индивидуальных талантов человека, так и его восприятия, а также способности мышления завершать, продуцировать или изменять действительность.
Приукрашивая что-либо, наделяя тот или иной объект определенными несуществующими или не совсем соответствующими качествами, мы выводим воображение на предполагаемые уровни иллюзорности и эфемерности, которые не способны стать реально воплощаемыми или осуществимыми. А это уже не просто фантазии, а нечто другое – создание параллельной действительности, которая при определённых условиях может не только продолжать существовать, но и изменять наличествующую реальность.
ВООБРАЖАРИУМ ИЛИ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ
Такой инструмент, как контроль над производимыми мыслительными движениями очень важен и воистину значим в свете того факта, что строить заведомо ложное, никому ненужное и ветхое здание мыслеобраза дело не только бесполезное, но и вредное. Ибо, уводя нас с нужной тропинки исканий в заведомо глухой и непроходимый лес мечтательности, мы ослабляем не только способность творить и создавать силою ума, но и теряем эту силу незаметно и с подвохом.
Мечта уносит нас так далеко, как только возможно, постоянно видоизменяясь, преобразовываясь и не задерживаясь подолгу на одном объекте. Она рассеивает нашу устремлённость, распыляет осознанную концентрированность, выбивая с седла уверенности. Такая мечтательность есть пассивным, суррогатным воображением, так никогда и не реализуясь в конкретной жизни.
Но это не относится к детской мечте, ненавязчивой и глубокой, яркой и насыщенной, ибо это уже видение возможного и воображениедействительного будущего. В детской мечте нет места воображению в его неукротимой и необузданной форме. Тут есть чистота мотива и ясное принятие, глубокое чувствование и непосредственное рассматривание.
Детская мечта это, поистине, воображение в его первозданном виде с неискажённым восприятием и отчётливым образом. Это простая истина в лёгкой дымчатой облачности детских представлений.
Но сохранить это детское построение образа внутреннего мыслителя задача сложная, даже практически неосуществимая, но отнюдь не бесполезная.
Мы сохраняем зачатки детского, творческого и живого воображения в скрываемых образах подсознательного и закромах неосознанного. И при наличествующих событиях и благоприятных факторах жизни эти образы могут развернуться с новой силой, необычайной яркостью и обогащенной значимостью. И тогда, детская фантазия и мечтательность перестанут быть ничего не значащими, а наоборот, окажутся фундаментом будущей творческой наполненности и осуществимости.
Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе».
Данное подтверждение мы встречаем у русского философа Э. В. Ильенкова,  в его труде «Диалектическая логика»: «Традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию». 
Известный отечественный психолог Лев Семёнович Выготский считал, к примеру, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. С усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности.
Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности. «Кто одарён сильной фантазией и достаточно созерцает через неё, может скорее обходиться без действительности, а также без общества». А. Шопенгауэр. Новые паралипомены.
Духовная / эзотерическая наука также делает различие между воображением и фантазией: «В оккультизме не следует смешивать воображение с фантазией, так как оно является одной из послушных сил высшей Души и памятью о предшествующих воплощениях, которая, как бы не была искажена низшим манасом (авт. — умом), всё же всегда основывается на истине».- Е. П. Блаватская. Теософский словарь.
ВООБРАЖЕНИЕ КАК СНОВИДЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
 «Как продолжительна ночь бесконечного времени в сравнении с коротким сновидением жизни!» - А. Шопенгауэр.
А теперь остановимся на той части воображения, которая затрагивает сон. И в данном случае идёт речь не только о физическом процессе, но и астрально-эмоциональном мире наваждения или иллюзии, в котором пребывает большая часть народонаселения планеты.
В рассмотрении Дуэтики сон – это состояние ночного отделения / отрешённое сознание  / ночное сознание /  ноуменальное состояние. В случае осознанных сновидений сон предстаёт перед нами, как свет ночного осознания.
Осознанные сновидения в этом смысле – это символические и образные картины ночного / астрального сознания, содержащего подсказки и указания для дневного / ментального сознания.
Ночной сон, сон длиною в жизнь и протяжённостью в целые эпохи. Как такое возможно?
Спящее состояние и дремлющее сознание в сути своей, похожи. Но если первое – естественно для физической природы человека, то второе уже не только противоестественно, но и несвоевременно. Ибо проспать собственное пробуждение, да и ещё во время таких потрясающих изменений, затрагивающих так много областей и планов, весьма опрометчиво.
В книге: Свет Души, А. А. Бейли, где она вместе с Учителем Джуалом Кхулом выступает, как комментатор Йоги Сутр Патанджали, воображение рассматривается как более высокое состояние сновидческого сознания или своя собственная форма знания, которая включает определённые ментальные состояния:
  • Память о вещах или состояниях сознания, какими они были познаны.
  • Предвидение вещей или состояний сознания, какими они могут быть познаны.
  • Визуализация воображаемых условий и последующее использование вызванного образа как формы, с помощью которой видящий сон может вступить в контакт с новой областью сознания в той мере, в какой он способен отождествить себя с представленным.
Данная классификация показывает эволюцию индивида, который преодолевает инертность инстинктивной физической природы и хаотичность природы чувственной / астральной, расширяя способность большего понимания благодаря «высокой степени контроля и ментальных способностей, с помощью воображения».
ДЕЖАВЮ ИЛИ ДЫХАНИЕ ПРОШЛОГО?
Как может воображение живо и с мельчайшими деталями и подробностями воспроизводить то, чего ты никогда не делал?
Как утверждал Пифагор: «Воображение – это не что иное, как память о предшествующих рождениях».
Это высказывание имеет ныне множество подтверждений, благодаря трудам Майкла Ньютона («Предназначение души», «Путешествие души»), Яна Стивенсона и его последователя Джима Такера («Жизнь после жизни»), Джины Серминара («Обителей много») , 25 тысяч чтений Эдгара Кейси, а также 2500 свидетельств детей (от 5 до 8 лет), указавших точное место предыдущего рождения, имена близких и родных, а также другие подробности предыдущего воплощения.
Кроме того, многие дети практически до 5-7 лет дети не утрачивают непосредственной связи с высшим «Я» через канал духа посредством душевных впечатлений.
Происходит же это посредством сличения и соизмерения изначальной информации — через сны, хорошее воображение и даже эфирное видение. Так дети сопоставляют увиденное и прочувствованное с преподносимой родительской информацией.
Как писал пресбитер Ориген: «У души нет ни начала, ни конца… Души приходят в этот мир, укреплённые победами или ослабленные поражениями предыдущих жизней…»
Воображение, усиленное внутренней потребностью в целостности, и снятию завесы, скрывающей действительный и неискаженный образ собственной индивидуальности — необходимое свойство, позволяющее и взрослым и детям обрести душевное равновесие и мощную поддержку.
Установив однажды контакт со своей незримой частью, мы совершаем процесс единения, называемый дуальностью в согласованном единстве.
«Причиной неспособности человека понять собственную природу, является его неумение уйти от самого себя, бесстрастно, так сказать, со стороны, оценить личные качества. В попытке проанализировать и изучить высшее, он должен использовать те самые способности, которыми его на протяжении веков учили пренебрегать, а именно, воображение и интуицию. Он похож на муху, ползающую по руке и убеждённую, что весь мир и есть эта рука». - Теогенезис. Древние Станцы Дзиан.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». – Альберт Эйнштейн.
Развитие воображения – как описывает его психология, есть «целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения».  
Если же отстраниться от академической науки и пересмотреть все взгляды о мышлении, рассудке, ментальном программировании через закреплённые социальные образы и стереотипы, то представляется следующая картина.
Вначале ребёнка всячески втискивают в «рамки» и «нормы» взрослого мира потребления, а затем он уже сам, повзрослев, пытается возродить первичные способности через самовоспоминание, осознанные сновидения, интуицию и другие жизненные катализаторы.
«Идея вбивания ребёнка в шаблон, желанные родителям или учителю, есть варварское и невежественное суеверие. Это эгоистическая тирания над человеческой душой. Нужно помочь растущей душе раскрыть то, что в ней самой есть  лучшее и сделать её совершеннее для ценного использования». – Шри Ауробиндо.
Другими словами, парадокс воображения всё ещё не преодолён нашим обществом, которому куда легче признать воображение, как фантазию, чем исследовать сверхсознательную область, не контролируемую умом.
Когда мы говорим о развитии творческого воображения, мы, прежде всего, подразумеваем работу над воображением или воображение, которое кроме мыслительных операций, принимает деятельные и реализуемые формы.  
«Не подлежит, что в обеих областях – суждении и действии воображение играет роль посла, или посредника. Ведь чувство передаёт воображению все виды образов, о которых затем выносит суждение разум, а разум в свою очередь, отобрав и приняв те или иные образы, возвращает их воображению ещё до того, как принятое решение будет исполнено». – Френсис Бэкон.
Здесь всё более-менее понятно. Но есть ещё и воображение, которое, к примеру, связано с религиозным чувством и вообще верой в Вышнее. В нём как раз воображение выступает основной движущей силой веры в незримое и неосязаемое.
«В вопросах веры и религии воображение берёт верх над самим разумом и выходит на передний план, потому что милосердие божье использует движения фантазии как орудие просветления, точно также как оно использует движения воли в качестве орудия добродетели. Именно поэтому религия всегда искала себе путь к человеческому уму, прежде всего, через сравнения, образы притчи, видения, сны». – Ф. Бэкон. Сочинения.
Идём дальше. А как не похоронить те зачатки воображения, которые довольно сложно осуществить в действительности, но которые, тем не менее, создают картину представлений, свойственных миру горнему или предыдущим воплощениям?
На мой взгляд, ответ прост и сложен одновременно. Простота его в том, что если в каждом таком детском воспоминании находить ростки любви, сострадания, красоты и показывать на личном примере как все эти качества реализовать в данной жизни, то воображение, как память прошлого или даже будущего (так как время не линейно) будет иметь продолжение в действии.
Кроме того, если любые негативные воспоминания рассмотреть через символ, ассоциацию, как указание на необходимость обращения пристального внимания на тему страхов, сомнений и других негативных реакций, то тогда они не станут импринтами и ограничивающими целостное развитие программами.
Сложность же заключается в том, что, как правило, у родителей нет чётких инструментов для распознавания у ребёнка воображения и фантазии, желаемого и действительного в его системе жизненных координат. Для взрослых людей, динамика изменений несколько другая. Ибо для использования внутреннего потенциала души им требуется главное и непременное усилие – успокоение или отвлечение рассудочного и логичного мышления.
Могу, правда, предложить несколько полезных действий, которые помогут не только раскрыть потенциал воображения, а и активировать шестое чувство – интуицию.
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ  И КОНТРОЛЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Мы все хоть раз в жизни сетовали на память и на то, что неплохо бы заняться её укреплением. Я не стану здесь вдаваться в подробности, скажу лишь, что дело совсем не в ней, а в отсутствии должного внимания, концентрации, сосредоточения и даже банального отсутствия интереса.
«Тренировка памяти неразрывно связана с тренировкой воображения, с чьей помощью воспроизводятся те ситуации, в которых и на которые наша память должна реагировать». – Ю. Орлов. Чтобы тренировать данную способность нужно понять, в чём её сильные и слабые стороны. Итак, предлагаю нехитрые, но действенные способы по развитию и контролю воображения:
  1. Не всегда, как вы уже поняли, уместно, когда следуют навязчивые образы или вы слишком мечтательны. И в том и другом случае существует неконтролируемый вами поток. Поэтому важно научиться выходить из него подобно воздушному судну, которое отделяется от заправщика или космического корабля от станции, или более простой аналогии – выхода из реки. Проделайте это в вашем уме, ибо он как раз служит источником наваждения. Можете мысленно создать представление – фантом вашего физического мозга – энергетический аналог и «выделить» область в нём, которая отвечает за автоматизм и беспрерывность потока и затем мысленно «удалить» её энергетическим лазером.
  2. Затем заполните это удалённое место энергией воображения, которое будет активироваться только тогда, когда вам это будет нужно и только тогда.
  3. Управление воображением способствует управлению нашими влечениями, а также потребностями. К ним можно отнести всё, что угодно – пищевое поведение (скажем во время поста или лечебного голодания, диеты). К примеру, вы можете представить себя солнцеедом и напитывать себя энергией солнца во время вынужденных, вышеописанных  перерывов в еде. Для этого недостаточно впустить в своё сознание данную мысль, ибо ей должно поверить и ваше тело. Его голодные спазмы легко устраняются питьём и расслабляющим дыханием, а также концентрации на солнечном сплетении и ощущением разлития солнечных лучей по всему животу. Кроме того, любой человек, образ или ситуация, который занимает наше воображение и служит источником негативных эмоций или разбалансированных/хаотичных или дезорганизующих мыслей должен быть мысленно «выброшен» из нашего энергетического поля или отрезаны пути сообщения с ним – вербальные, визуальные и мысленные через голову и шею, на уровне чувств – из грудной клетки и солнечного сплетения; эмоциональной и сексуальной вовлечённости/зависимости – с низа живота.
  4. То есть, при всех этих способах мы не убиваем мысль и не пытаемся избавиться от назойливого и доминирующего влияния мышления. Но заменяем нежелательные образы, к примеру, которые связаны с одним объектом или стихией. Так, к примеру, в медитации, мы вместо убегания от назойливого мысленного потока концентрируемся и визуализируем стихию огня и всё, что с ней связано. Чем дольше мы удерживаем образ, тем качественнее визуализация/концентрация и тем однонаправленнее наша мысль (как в медитации, так и за обычными повседневными делами).
  5. Развивать воображение легко и непринуждённо можно также с помощью чтения. Но не обычного пробегания глазами, а представления образов высокохудожественных произведений. Так расширяется не только кругозор, а и раздвигаются границы образов и ассоциаций их сопровождающих.
  6. Ну и конечно же, любое воображение получит должный импульс развития тогда, когда оно как уже я писал ранее, подкреплено действием. То есть получает практическое развитие. В этом случае незримый мир не только тонко встраивается в мир видимый, но и выполняет свою главную «роль» — расширяет наше сознание, восприятие и способность рассматривать природу Единства в конкретных жизненных реалиях.
СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ
«Часто говорят, что воображение правит людьми. Но вернее было бы сказать, что людьми правит недостаток воображения».- Уолтер Бейджхот.
И действительно представить современные ноу хау и прогресс человечества без развитого воображения – весьма проблематично. «Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения». – Стендаль.
Очень важно, на мой взгляд, именно сейчас вывести воображение из тени ума. Ибо оно по праву должно занять своё законное место архитектора соответствующей реальности.
И в этом смысле, со всей силой божественной мысли, пробивающейся через Завесу, воображение несёт нам энергию Дома, воодушевляя и вдохновляя нас.
«Воображенье! Ты сильнее всех Ты землю облетаешь без помех Нет для тебя покровов и завес, Твой дом – Олимп, слуга тебе – Зевес… Воображенье! Только повели, - Как птица, оторвусь я от земли Туда, где на зелёный небосклон Спешит аврора, — и закон времён Бессилен изменить старик Титон Туда, откуда повелитель дня С незримых круч приветствует меня». - Филис Уитли.
Использование данного материала  разрешается только с индексируемой гиперссылкой на автора и на сайт: www.kolesha.ru 
Рекомендуемые материалы: 
Дыхание прошлого
Чувствознание
Интуитивные способности — открытие или развитие?

Как открыть и развить в себе интуитивные способности?  

Сергей Колеша

Комментариев нет:

Отправить комментарий