ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО РОСТА
Когда мы называем определенный тип знаний эзотерическим, подразумевается, что эти знания не являются частью социальной структуры, то есть не развиваются какими-либо общественными институтами; как правило, эти знания дают в той или иной степени альтернативное представление о природе отношений человека с окружающим миром. В данном случае рассматривается вопрос духовного развития человека, и он, несомненно, представлен знанием эзотерическим гораздо в большей степени, чем научным.
Но именно с этим связано одно из важнейших препятствий для процесса действительного духовного роста человека. Предположим, человек, испытывающий потребность развиваться духовно, начинает методично изучать все с самых основ.
Сначала он будет поглощать знания, утоляя свой информационный голод, но по мере продвижения неизбежно столкнется с тем, что существует великое множество как традиционных, так и вполне современных учений о духовном развитии, каждое из которых убедительно доказывает свою истинность, отрицая при этом ценность прочих учений. Такая особенность эзотерического знания может серьезно осложнить, если не приостановить наметившийся было прогресс. Между тем, в ходе широкого освоения духовного наследия восточных культур, которое мы можем наблюдать сегодня, указанная особенность дает о себе знать все сильнее.
Уже неоднократно предпринимались попытки синтеза эзотерических учений в пусть относительно четкую, но, главным образом, единую систему знаний. К таким полисинтетическим учениям следует в первую очередь отнести, разумеется, теософию Блаватской и Агни Йогу Рерихов. Однако результатом всех подобных попыток стало только появление еще нескольких вполне самостоятельных учений, пусть и опираются они, бесспорно, на единую основу. Ближе других к осуществлению идеи эзотерического синтеза подошел
Г.И. Гурджиев, он указал, что в основе всех философских, религиозных, оккультных и т. п. учений о духовном развитии лежат различные системы психологических знаний о принципах и методах такого развития. То есть предмет всегда один — духовное развитие человека; а его можно рассматривать как форму психического развития; а суть любых эзотерических учений (эзотерических школ) есть психологические системы воспитания и самовоспитания. Но и при таком подходе остается не вполне ясным сам факт тех различий, которые существуют между школами, потому что все они обращаются к ряду общих психологических тем, проблем и задач.
Относительно ясен лишь тот момент, что поиски духовного роста всегда есть стремление человека подняться над культурологически и социально определенным уровнем своего развития; это бесспорно, так как духовный рост не является биологически определенной потребностью для человека, но суть результат его свободного выбора.
Но если оставить ученым исследователям и гуру вопросы улаживания расхождений и построения единой системы, нам важно как раз хотя бы просто выделить наиболее общие моменты тех механизмов, которые можно считать механизмами духовного развития.
Один из талантливейших и интереснейших авторов, работающих в обсуждаемом направлении, В. Данченко, пишет:
«Специфика духовного развития как высшей формы сверхнормативной активности состоит в том, что оно не может быть непроизвольным. Не обладая духовным стремлением, не будучи мотивирован к духовному развитию, человек неспособен и развиваться в данном направлении. Не случайно, поэтому духовное стремление полагается всеми школами эзотерической психологии в качестве несущего стержня духовного развития». И несколько далее: «Стремление не может быть беспредметным, это всегда стремление к чему-то, к какой-то цели». Таким образом, стремление — лишь начало, принципиально важно определить также цель.
Какую цель мы имеем перед собой в данном случае? Это неизменно постижение человеком своей собственной и ее подлинного места в мире (иногда через постижение собственного высшего Я, иногда — через осознание своего единства со Вселенной, и т. д.). Разумеется, все вовсе не исчерпывается одним только самопознанием и самоосознанием. Потому что ничто не приходит само собой; помимо стремления к цели необходимо также активное действие. В нашем случае это духовная практика в той или иной форме.
Таким образом, стремление, постижение и духовная практика и есть те необходимые условия духовного роста, которые в той или иной форме неизменно присутствуют во всех без исключения эзотерических доктринах и школах. А выбор конкретной школы уже зависит только от индивидуальных предпочтений человека и особенностей склада его ума и личности.
ДУХОВНЫЙ РОСТ И СВОБОДА ВОЛИ
Свобода воли у животных связана с инстинктом и употребляется для выживания, но следует признать, что у каждого живого существа есть своя индивидуальность. А, следовательно, и выбор, который оно совершает, диктуется не только внешними силами или рефлексами, но и чем-то никак не связанным с борьбой за существование и выживанием своего вида.
Но, так или иначе, свобода воли есть одно из самых основополагающих свойств именно человеческого существа. Человек, как и все живое, использует свободу воли в двух основных направлениях: выживание и привнесение в мир гармонии. Заметим снова, что инстинктивное стремление к гармонии свойственно всему живому, но с проявлением духовности у человека он данное стремление способен осознавать, а следовательно, и направлять свой выбор к этой цели сознательно. При этом проявления свободы воли начинают несколько менять свой характер.
По Мере духовного роста человек все более отчетливо видит в каждом конкретном случае возможные последствия своего выбора в рамках не только личной судьбы, но и судьбы мира. При этом оценка этих последствий и собственно выбор определяются неповторимой индивидуальностью данного человека. По мере духовного роста улучшается и возможность оценки последствий выбора: человек все в большей степени воспринимает мир, как единое целое и все лучше осознает влияние своих поступков на судьбу мира. Однако критерии у каждого человека остаются индивидуальными.
по материалам из книги: Бубличенко Михаил - "Ваша аура - путь к духовному совершенству"
Источник: http://rodoswet.ru/problemy-duxovnogo-rosta-svoboda-voli/?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+rodoswet%2FZHOu+%28%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%BE%D0%A1%D0%92%D0%95%D0%A2%29
Комментариев нет:
Отправить комментарий