понедельник, 30 июня 2014 г.

Проблемы духовного роста. Свобода воли.


ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО РОСТА

              Когда мы называем определенный тип знаний эзотерическим, подразумевается, что    эти знания не являются частью социальной структуры, то есть не развиваются какими-либо общественными институтами; как правило, эти знания дают в той или иной степени альтернативное представление о природе отношений человека с окружающим миром. В данном случае рассматривается вопрос духовного развития человека, и он, несомненно, представлен знанием эзотерическим гораздо в большей степени, чем научным.

Но именно с этим связано одно из важнейших препятствий для процесса действительного духовного роста человека. Предположим, человек, испытывающий потребность развиваться духовно, начинает методично изучать все с самых основ.
Сначала он будет поглощать знания, утоляя свой информационный голод, но по мере продвижения неизбежно столкнется с тем, что существует великое множество как традиционных, так и вполне современных учений о духовном развитии, каждое из которых убедительно доказывает свою истинность, отрицая при этом ценность прочих учений. Такая особенность эзотерического знания может серьезно осложнить, если не приостановить наметившийся было прогресс. Между тем, в ходе широкого освоения духовного наследия восточных культур, которое мы можем наблюдать сегодня, указанная особенность дает о себе знать все сильнее.

Уже неоднократно предпринимались попытки синтеза эзотерических учений в пусть относительно четкую, но, главным образом, единую систему знаний. К таким полисинтетическим учениям следует в первую очередь отнести, разумеется, теософию Блаватской и Агни Йогу Рерихов. Однако результатом всех подобных попыток стало только появление еще нескольких вполне самостоятельных учений, пусть и опираются они, бесспорно, на единую основу. Ближе других к осуществлению идеи эзотерического синтеза подошел

Г.И. Гурджиев, он указал, что в основе всех философских, религиозных, оккультных и т. п. учений о духовном развитии лежат различные системы психологических знаний о принципах и методах такого развития. То есть предмет всегда один — духовное развитие человека; а его можно рассматривать как форму психического развития; а суть любых эзотерических учений (эзотерических школ) есть психологические системы воспитания и самовоспитания. Но и при таком подходе остается не вполне ясным сам факт тех различий, которые существуют между школами, потому что все они обращаются к ряду общих психологических тем, проблем и задач.

Относительно ясен лишь тот момент, что поиски духовного роста всегда есть стремление человека подняться над культурологически и социально определенным уровнем своего развития; это бесспорно, так как духовный рост не является биологически определенной потребностью для человека, но суть результат его свободного выбора.

Но если оставить ученым исследователям и гуру вопросы улаживания расхождений и построения единой системы, нам важно как раз хотя бы просто выделить наиболее общие моменты тех механизмов, которые можно считать механизмами духовного развития.

Один из талантливейших и интереснейших авторов, работающих в обсуждаемом направлении, В. Данченко, пишет:

«Специфика духовного развития как высшей формы сверхнормативной активности состоит в том, что оно не может быть непроизвольным. Не обладая духовным стремлением, не будучи мотивирован к духовному развитию, человек неспособен и развиваться в данном направлении. Не случайно, поэтому духовное стремление полагается всеми школами эзотерической психологии в качестве несущего стержня духовного развития». И несколько далее: «Стремление не может быть беспредметным, это всегда стремление к чему-то, к какой-то цели». Таким образом, стремление — лишь начало, принципиально важно определить также цель.

Какую цель мы имеем перед собой в данном случае? Это неизменно постижение человеком своей собственной и ее подлинного места в мире (иногда через постижение собственного высшего Я, иногда — через осознание своего единства со Вселенной, и т. д.). Разумеется, все вовсе не исчерпывается одним только самопознанием и самоосознанием. Потому что ничто не приходит само собой; помимо стремления к цели необходимо также активное действие. В нашем случае это духовная практика в той или иной форме.

Таким образом, стремление, постижение и духовная практика и есть те необходимые условия духовного роста, которые в той или иной форме неизменно присутствуют во всех без исключения эзотерических доктринах и школах. А выбор конкретной школы уже зависит только от индивидуальных предпочтений человека и особенностей склада его ума и личности.
ДУХОВНЫЙ РОСТ И СВОБОДА ВОЛИ

Свобода воли у животных связана с инстинктом и употребляется для выживания, но следует признать, что у каждого живого существа есть своя индивидуальность. А, следовательно, и выбор, который оно совершает, диктуется не только внешними силами или рефлексами, но и чем-то никак не связанным с борьбой за существование и выживанием своего вида.

Но, так или иначе, свобода воли есть одно из самых основополагающих свойств именно человеческого существа. Человек, как и все живое, использует свободу воли в двух основных направлениях: выживание и привнесение в мир гармонии. Заметим снова, что инстинктивное стремление к гармонии свойственно всему живому, но с проявлением духовности у человека он данное стремление способен осознавать, а следовательно, и направлять свой выбор к этой цели сознательно. При этом проявления свободы воли начинают несколько менять свой характер.

По Мере духовного роста человек все более отчетливо видит в каждом конкретном случае возможные последствия своего выбора в рамках не только личной судьбы, но и судьбы мира. При этом оценка этих последствий и собственно выбор определяются неповторимой индивидуальностью данного человека. По мере духовного роста улучшается и возможность оценки последствий выбора: человек все в большей степени воспринимает мир, как единое целое и все лучше осознает влияние своих поступков на судьбу мира. Однако критерии у каждого человека остаются индивидуальными.

по материалам из книги: Бубличенко Михаил - "Ваша аура - путь к духовному совершенству"

Источник: http://rodoswet.ru/problemy-duxovnogo-rosta-svoboda-voli/?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+rodoswet%2FZHOu+%28%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%BE%D0%A1%D0%92%D0%95%D0%A2%29

Комментариев нет:

Отправить комментарий